Пока изучаешь мир, он тебе интересен.
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Карта сайта


домашняя страница
АБУШИНОВА
Ринчена Дордже

О Боге, Любви и Пустоте
эссе (2000-2001 г.г.)
Как вымирает народ
эссе (2001-2002 г.г.)
Гостевая книга
На главную

Найти: на

 

эссе
КАК ВЫМИРАЕТ НАРОД
Абушинов И.С. (Ринчен Дордже)

И кто мы и откуда
Когда от тех всех лет
Остались пересуды,
А нас в помине нет…
О. Мандельштам

DUM SPIRO, SPERO!
ПОКА ЖИВУ, НАДЕЮСЬ!

Калмыки – это представители очень древнего и воинственного народа, и если как бы окинуть умственным взором всю историю калмыцкого народа, о которой мы знаем или только догадываемся, то возникает удивительная картина. Как некогда один мощный и великий народ, назовем его прото-монгольским, раскололся на монголов, ойрат и другие кочевые племена. В результате войн и ассимиляции одни народы увеличивались, другие уменьшились, третьи исчезли, и это не могло не затронуть ойратов. Которые также как многие народы испытали взлеты и падения.
В конце концов они пришли к тому же к чему приходили другие народы, их лодка разбилась о скалы истории и они сошли с исторической сцены. Но чуть раньше, как бы предчувствуя эту трагедию за 100 - 150 лет отдельные племена, отдельные рода стали уходить на запад, где было больше жизненного пространства и не нужно было вести изнуряющую народ борьбу за существования. И они стали называться Калмыками, то есть «отделившимися». После недолгого расцвета, калмыков стал преследовать тот же рок что и ойратов, те же взлеты и падения. В некоторые моменты своей истории калмыки стояли почти на грани вымирания, но фортуна улыбалась и народ снова оживал. И теперь уже в XXI в. я как представитель калмыцкого народа обозревая взглядом прошлое и настоящее; и представляя дальнейшее будущее калмыков понимаю -- что мы как бы постоянно разрушаемся, постепенно вымираем; что калмыки в любой ипостаси (ойраты, прото-монголы) были всегда наполнены центробежными силами. Народ как бы постоянно разрывал себя и это ненормально. В принципе в любом народе в разное время присутствуют как центробежные силы, так и центростремительные, а иногда и обе сразу. Но у калмыков почему-то, то ли в силу своей кочевой ментальности, то ли из-за чего-то другого, центробежные силы всегда преобладали, и это всегда пагубно отражалось на всем народе. И теперь уже оценивая настоящее я с ужасом понимаю, что маховик не остановился, а продолжает снова раскручиваться и что мы продолжаем медленно и верно вымирать. Но теперь на этот маховик влияют совсем уже другие силы. Можно было бы сказать, что это карма народа. Да, это верно, но лучше приложить и этому явлению систему взглядов Л. Гумилева о пассионарности и тогда большинству людям станет более понятным исторический ход и все перипетии которых их сопровождают. И теории пассионарности подчиняются как отдельные люди, так и народы, государства, цивилизации, культуры – этому подвержена вся вселенная, не говоря уже о нашей солнечной системе, так как это учение о циклах и эта теория подтверждается практикой. Все зарождается, все растет, расцветает, созревает, достигает апогея и начинается спуск, зрелость, старость, смерть. И согласно этой теории, калмыки (как потомки ойратов) последние 1000-1500 лет живут на спаде, энергия пассионарности исчезает и жизненный цикл идет на понижение. И общий ход истории подтверждает это. А если кто-то скажет что были подъемы, то я отвечу что они были как затишье перед большой бурей, и на теорию пассионарности никак не влияют, т.к. кривые жизненной силы народа поднимаются и опускаются не плавно, а как бы резкими скачками. На фоне общего подъема всегда есть и будут спады; это как ребенок, который ломает руки, ноги, но он все равно идет к расцвету. А на фоне общего спада всегда будут подъемы, это как старик который жив и здоров, бодр, но он идет к упадку. И конечно, всегда лучше находиться в кризисе на фоне общего подъема, чем иметь некий расцвет и эйфорию, но на фоне общего спада. Что как раз или в очередной раз испытывает наш народ на рубеже веков. Вроде все хорошо, вроде все ничего, но тучи над западным крылом калмыков снова сгущаются. (Я не буду трогать тех калмыков, которые живут на востоке, в Китае). Я пишу про калмыков, которые живут здесь в Калмыкии и в какой-то мере про тех калмыков которые находятся в Америке и в Европе. Для меня совершенно ясно, что мы идем к исчезновению, и в этой работе я хочу проследить, как это происходит сейчас, как очевидец. Когда как говориться фактический материал на лицо.
Л.Н. Гумилёв давал этносу 1200-1500 лет. Затем народ исчезал или в него вливалась свежая кровь и он как бы трансформировался и развивался дальше. Калмыки как отдельный народ начал выделяться в Х-Х1 вв. Так что нам примерно около тысячи лет. Я думаю для нас живущих в калмыкии осталось лет 200, а для тех калмыков что живёт в китае около 500 лет. Почему? Да потому что мы потеряли(как верно выразился джангарчи В.Каруев) свою этническую философию. А она напрямую была связана с бытом, с кочевой жизнью народа. Вся жизнь, все праздники, вся культура была завязана вокруг степи (скот), потому что степь кормила. В степи рождались, женились, в степи умирали. Но пришли другие времена и вместе с образом жизни у народа поменялась и его этническая философия. Как говорил Гумилёв: народ или приспосабливается или вымирает. И на мой взгляд у калмыков уже нет ни сил, ни энергии, ни желаний приспосабливаться к изменяющимся условиям. Если раньше мы не прогибались, то теперь мир нас прогибает.
Так что как бы это не было грустно но у каждого процесса есть свои закономерности и особенности и исследуя этот вопрос, мне кажется я их заметил. Но они незаметны многим окружающим, и в этой работе я хотел бы их показать. Ведь они присуще не только нам но и другим народам, у которых идут аналогичные процессы.
Во-первых, и конечно же в последних – это как обычно, уменьшение рождаемости. Но тут-то начинается самое интересное. Ведь в разные времена на неё влияли разные факторы. Но в последнее время на рождаемость начало влиять то - что никогда не влияло и в этой работе я хочу это показать
Первый парадокс. За всю обозримую историю калмыков на их численность влияли три главных фактора: 1) Война; 2) Эпидемии и болезни; 3) Голод. И хотя средний возраст жизни не превышал 40 – 55 лет, но высокой рождаемостью перекрывались как потери от войн, так потери от болезней и эпидемий. Так даже после ссылки калмыцкого народа в Сибирь, где погибла значительная часть народа; народ за 20-30 лет сумел восстановить свою довоенную численность(или почти смог).
Второй парадокс. Одновременно с этим начался и другой процесс - более важный, процесс перенимания другого языка, другой культуры, другого образа жизни. Западные идеи, западный образ жизни как более прогрессивный стал всё более и более утверждаться в головах калмыков. Произошёл разворот менталитета калмыцкого народа и где-то с начала 80-х г. западный менталитет окончательно утвердился в жизни калмыков. Сейчас когда я пишу эти строки в 2002-м году, можно точно утверждать что калмыки стали про-западными людьми. Людьми без роду, без племени. Почему же это произошло? Потому что в Сибири калмыки поняли силу образования. И вернувшись на родину немногие уже хотели быть чабанами и практически никто не хотел чтобы его дети ими стали. Так что желание дать своим детям высшее образование практически означало дать им именно западное (русское) образование. И в этом ничего плохого не ту, если бы одновременно не произошло замещение традиционных ценностей. Было бы просто идеально, если бы западное образование органично соединилось с традицией и культурой народа. Но это не произошло, к сожалению. Появились новые ценности. То что один наш историк определил как «престижный потенциал»; то что престижно в данный момент жизни - то что актуально и то что востребовано именно сейчас. И это нормально, не нормально другое -- что калмыки легко перенимали чужие обычаи и начинали забывать свои. Это своего рода кочевая ментальность когда кочевой народ перестав кочевать перенимал чужие традиции (эту особенность кочевых народов подмечал ещё Л. Гумилёв). У земледельческих, осёдлых народов перемена обычаев, традиций всегда происходила более тяжело и медленно. Кстати так появились в среде калмыков - Бузавы как ответ на вызовы того времени. Когда отдельные семьи, рода уходили, сбегали на Дон, образовывая там новую этническую группу. То же самое происходит и сейчас, когда знание английского языка становится всё более важным, а возможность уехать на запад на заработки или ещё лучше на совсем, становиться тем «престижным потенциалом», который манит всё больше и больше людей. Новым «Доном» для многих калмыков стала Чехия, а некоторым счастливчикам Франция или даже Америка. (Это было небольшое но важное отступление, которое даст глубже понять и раскрыть тему моего эссе.)
И я снова возвращаюсь к рождаемости. Выше я уже упоминал, что до не давнего времени главным регулирующим фактором численности народа были войны и болезни. Но количественный состав семьи практически не менялся. Всегда было от 5 до 10 детей и выше. После Сибири народ ещё какое-то время поддерживал старую тенденцию. Был всплеск рождаемости, очень много людей погибло и конечно было естественное желание восполнить потери. Но в не меньшей степени ещё довлели старые традиции, старый уклад, большая семья была в почёте. Но к концу 70-х годов это практически сошло на нет. Ценности поменялись, западная семья становиться приоритетом. И очень интересно проследить динамику этого процесса, как количественно изменялась семья, и как уменьшалась количество самих семей.
Калмыцкие семьи условно можно разделить на 4 группы:

1 группа – семья в которой количество детей пять и выше.
2 группа – 3-5 ребёнка.
3 группа – 2-3 ребёнка.
4 группа – 1-2 ребёнка.

Так в нынешнее время практически нет новых семей 1 группы1 – можно сказать что с начала 70-х годов как социальное явление они полностью прекратили своё существование. Начали преобладать семьи 2 и 3 группы. В начале 80-х годов стали исчезать семьи 2 группы и уже к середине 80-х год в большей степени исчезли. Но одновременно с этим с начала 80-х стали появляться семьи 4 группы. Где-то в середине 90-х 3 и 4 группа по своему количеству сравнялись, а к концу 90-х годов ХХ века окончательно победил тип семьи 4 группы. Нельзя сказать что 3 группа в будущем исчезнет, просто она будет занимать не более 20%-25% от всех семей. А о первой и второй группе можно совсем забыть, они ушли вместе с ХХ веком. И это понятно, так как идеология большой семьи изжила себя в западно-ориентированных странах. Ведь что являлось двигателем большой рождаемости:

1) Военная составляющая (отпала необходимость вести постоянные войны и уже не нужно было иметь такое количество солдат, а значит стимулировать народ к рождаемости).
2) Экономическая оставляющая (ведя натуральное хозяйство, большая семья была более экономически успешна, чем не большая; сейчас всё наоборот – основное население сосредоточено в городе, а в городе - чем меньше семья тем более она обеспеченнее).
3) Женская составляющая (как это ни странно). Женщины стали более свободны и независимы, если раньше они могли реализовать себя только в семье; и главным критерием их успеха было - рождение детей. То сейчас всё наоборот и женщина тоже хочет состояться не только в семье но и в социуме, а значит перестать быть просто инкубатором по производству детей (не в последнюю очередь здесь сыграло то что женщина перестала нуждаться в защите которую раньше давал ей мужчина; и второе - ей уже не нужно зависеть от мужчины экономически). Так что семья 4 типа это вершина эволюции (если конечно люди совсем не откажутся от рождения детей).

Это «новейшая семья» продукт нового времени - малочисленная, городского типа полностью урбанизированная. Маленькие квартиры – маленькие семьи. Кто-то может заметить что такого типа семья начала преобладать на всех континентах. Но что хорошо для китайцев, индусов, арабов и др. Что терпимо для тех у кого народ исчисляется миллионами, то плохо для тех народов которых всего 150-170 тыс. Так западный образ жизни наносит первый удар.
Так что нас становиться меньше и это факт. И это почувствуется сразу как только умрут те кому сейчас от 35 – до 60 лет, то есть те кто родился в больших семьях. Но это ещё не всё. Калмыков становиться меньше не только от того что поменялись взгляды на семью, что поменялся уклад семьи, что исчез культ большой семьи где все были за всех. Исчезло отношение к семье как к чему-то цельному, полному. Если раньше не женатый калмык и не замужняя калмычка считались чем-то ущербным, то сейчас это в порядке вещей. К сожалению семьи также лишились той родовой поддержки что существовала раньше, что и привело к тому что каждый стал сам за себя. Каждый получил право на ошибку и стал ли он от этого счастливее неизвестно. Но если каждый человек со временем может исправить ошибку, то сумма накопленных ошибок всех в целом, в конце концов приводит весь народ к гибели.
Теперь я бы хотел посмотреть на проблему с другой стороны. Уменьшается не только количество детей в браке, но и уменьшается количество самих браков..2 Ведь если бы с падением рождаемости не падало бы ещё и количество браков, то на каком то уровне ситуация бы стабилизировалось. Но к сожалению можно констатировать что это у калмыков приняло более угрожающий характер по сравнению с другими народами. Если взять количество браков среди русских и калмыков на сегодняшний день, то в процентном отношении русских браков будет больше, не говоря уже о наших южных соседей. Так что калмыков вступающих в брак по сравнению с другими народами с каждым десятилетием становится всё меньше и меньше. Если это разложить в виде таблицы то вырисовывается примерно следующая картина.

А – 90-95% вступаемых в брак в 50-70гг.
Б – 85-90% в 70-80гг.
В – 80-85% с 80- по 85гг.
Г – 70-80% с 85-по90гг.
Д – 50-70% с 90-по95гг.
Е – 45-50% с 95-2000гг.

Начиная с 2000 года этот показатель немного стал подниматься но ещё не настолько чтобы наступил перелом. Так что имея рождаемость в среднем 1-2 ребёнка, при 50% количестве вступаемых в брак нетрудно посчитать когда всё это закончиться. Многие мне возразят что со временем количество браков опять увеличится и мы опять выйдем на какую-то постоянную, но это заблуждение. Как цветок состоит из тычинок, пестика и лепестков так у этой проблемы есть другая составляющая – и она лежит со всем в другой плоскости. И здесь я думаю многие очень удивятся, так как это – любовь.
Да, да именно любовь. Ведь любовь – это апофеоз западной философии семейной жизни. Без неё практически ничего не получится. И тут мы наконец подошли к центральной теме моего эссе.
Любовь, именно любовь как главная западная ценность(идеал) подорвала и подрывает количество браков в среде калмыков. Хотя любовь между мужчиной и женщиной известна во все времена и у всех народов, но я считаю что наиболее сильно, она утвердилась именно в западной культуре (я хочу заметить что любовь на востоке и на западе это разные вещи, в этой работе я имею в виду именно западную модель любви; так как мы воспитаны именно в западной модели любви). Так что любовь для меня это элемент именно западной культуры. Конечно это красивая идея и калмыки как и все народы на нашей планете восприняли эту идею и теперь хотят жениться только по любви, а если любви нет то и семью заводить ни кому не хочется. Легче жить одному (одной) чем с не любимым. Отсюда грустный парадокс - людей которые хотят жениться (выйти замуж) по любви много, но многим ли это удастся. Ведь как говорят французы: о любви много кто говорит, но мало кто её видел. Я бы добавил: что многие хотели бы жениться по любви но не у всех это получится. И это большой процент, как раз те 50% которые ищут но не могут найти и они ни за что на свете не создадут семью без любви (поэтому так много людей которые разводятся, любовь ушла - семья распалась, а других чувств просто не было или просто не смогли в себе взрастить, - и это грустно, а значит новых детей уже не будет, может единственно что выправляет эту ситуацию – это повторные браки). Мне возразят что во все времена калмыки тоже женились по любви, на что я возражу а какой процент от вступающих в брак? Большинство браков были договорными (если не все 100% то по крайней мере процентов 80) когда родители парня и девушки договаривались. Здесь я приведу замечательный пример, который расставляет все точки над «И» и показывает мудрость традиции.
Один мой знакомый (лет 40 на момент рассказа) рассказывал как женился его отец в 30-е годы. Для удобства назовём его отца Нараном. Наран любил девушку из соседнего хотона и та также его очень любила. И кажется не было ни каких препятствий для их брака. Но по старому обычаю они пошли к ламе – зурхаче. Тот посмотрев их года сказал: что да они любят друг друга но у них не будет долгой семейной жизни, потому что они не подходят друг к другу по годам и в дальнейшем их ждут серьёзные проблемы. Конечно же это было для них большим ударом. Промучившись несколько месяцев и прислушавшись к мнению родных они расстались. Авторитет ламы был большой, а жизнь в степи в те времена была не лёгкой. Тратить время на ссоры и разборки никто не мог себе позволить. Приходилось очень много работать, а если бы любовь ушла то что бы пришлось делать с детьми, с имуществом. При этом разведённую девушку никто бы не принял назад, ведь это считалось позором. Так что было не до жиру и влюблённые это понимали. Поэтому родные нашли Нарану другую девушку которая подходила ему по всем признакам. И самое удивительное в этой истории что они прожили вместе более 50 лет. Большой любви не было, но была какая-та согласованность, совместимость которая не терялась с годами3. У многих калмыков чьи браки создавались по биоритмам человека, земли, космоса были более устойчивыми и даже если они разводились у них сохранялись тёплые взаимоотношения.
Так что я утверждаю – что большая любовь в большей степени помеха для брака (я имею в виду совместное ведение хоз-ва и воспитание детей). Конечно для мирного времени можно сотни раз сбегаться и разбегаться, но так как жили калмыки сотни, тысячи лет, это было не позволительная роскошь. Мужчины в походе, всё на женщине и для простого народа было просто не до любви, так как все были людьми подневольными. Но обретя свободу и личную независимость многие так и не могут с ней правильно распорядиться. И сейчас смотря на многих моих знакомых, молодых калмыков и калмычек я вижу, что они ждут любви, ищут любви. Но к сожалению у многих нет способностей как влюбить в себя, так и самим влюбится. Ведь для этого надо обладать определёнными качествами, а если их нет. Вот они и сидят, ждут - что-то высиживают; хотя по простому их надо было бы просто свести друг с другом. Но они сами этого не хотят так как это противоречат их идеалам, да и просто не кому это делать. Калмыки как я уже писал потеряли свои традиции и обряды,4 можно сказать потеряли свою религию, и в конце концов потеряли свой язык (в отличие от калмыков проживающих в Китае). Так что сейчас мы представляем из себя неких манкуртов, которые гордятся прошлым, при этом ничего не представляя из себя в настоящем. Мало кто знает свои корни, свою историю (можно сказать большинство; и при этом активно ничего не хотят знать, лишь бы оторваться) в отличие от синдзянских калмыков. Где мужчины до 30 лет не садятся за стол, то есть не знают вкуса спиртного, а значит рождаются более здоровые дети. Большинство (если не все) знают свою родословную до седьмого колена, помнят свою историю, соблюдают традиции и обычаи, почитают старших и своих родителей и кстати знают как минимум три языка. Может я идеализирую их, так как не знаю в действительности их жизнь до конца. Но те отрывочные сведения которые я читал о них, говорят о том что они в большем порядке чем мы. А мы стоим перед катастрофой и не известно что лучше - всему народу погибнуть в борьбе или просто тихо растворится и деградировать. Хотя с другой стороны как это не смешно, это признак цивилизованности; ведь одно дело это погибнуть в войне (а это варварство), другое дело – это просто тихо и спокойно умереть от старости. Ведь мы действительно очень старый народ (то что мы старше русского народа на пару тысячелетий – это точно).
Так что идея фикс что женится надо по любви, прожить всю жизнь в счастье и умереть в один день, завладев умами калмыков сделало своё губительное дело. Вы ищете счастья для себя и не находите но от этого проигрывает весь народ. С другой стороны может и хорошо что мы хотим и можем быть счастливыми, но это эссе не о личном счастье, а о том как вымирает народ. Многие калмыки уезжая на запад, в Москву или другие города - добиваются значительных результатов и чувствуют себя более счастливыми чем на родине. И конечно же они не виноваты что на родине не оказалось подходящих условий. Но от этого народ проигрывает как в количественном так и в качественном выражении, потому что уезжают далеко не самые худшие. Ведь состоятся там где нет поддержки родных, знакомых, может далеко не каждый.
А если снова вернутся к любви и рассмотреть её по глубже - то появляется интересная закономерность. Посмотрев внимательно как создавались браки ( не важно по любви или нет) то большая часть из них точно создалась не по любви. Просто мужчина имел то, что как всегда привлекает в нём женщину. Красота, сила, власть, деньги, слава или просто мужественный вид – всё то что во все времена является для женщины престижным потенциалом или то что называется «ранговый потенциал мужчины». А он то и является главной составляющей любви. Трудно любви появится на пустом месте, а с некоторыми особами (если не сказать с большинством) просто не возможно - ведь это закон жизни. Так что половой и социальный отбор продолжает действовать, так же как он и действовал в каменном веке.
Здесь я бы хотел привести случай уже из нашей современной жизни. Я знаю человека который делает буддисткие обряды и ритуалы и у него был такой случай. К нему на приём пришла девушка (калмычка), которая попросила сделать для неё обряд чтобы она смогла выйти замуж (т.е. устранить препятствия), и он ей этот обряд сделал. Прошло полгода, она снова приходит и говорит: что замуж она не вышла и ритуал ей не помог. Мой знакомый удивился – не может быть, неужели никто не предлагал выйти замуж. Она ответила: да предлагали, целых четере раза, но они все были не те, они все не подходили под тот идеал мужчины который сформировался в её бедной головке. Один был некрасивый, другой симпатичный но бедный, третий не очень умный, а четвёртый хоть и обеспеченный но грубый и с плохими манерами. И при этом она сама не являлась образцом красоты. Но амбиций, тщеславия, и какая-та капризность у неё были как у первой красавицы. К сожалению таких девушек довольно много. Читая в «ИК» материал о невестах, хочется смеяться и плакать одновременно. То что должен уметь и иметь мужчина просто в голове не умещается, он и жнец и швец и на дуде игрец. Высокий брюнет, красивый, умный, с толстым кошельком это кто – Киану Ривз, Антонио Бандерос. И таких девчонок целая куча которые выросли в тепличных условиях, насмотревшиеся американских фильмов и других телесериалов. С большими потребностями и претензиями, при этом они ещё к сожалению имеют мелочный и склочный характер. Смотришь статистику браков-разводов за 2001г. и поражаешься, количество разводов больше чем количество браков(здесь я опираюсь на материал опубликованный в «ИК» в октябре 2002г – где приводились данные по городу Элисте за 2001г. В целом ситуация по республике лучше, семьи созданные в районах более крепче и меньше распадаются). Мне кажется к сожалению, здесь не последняя вина женщин.5 Я твёрдо уверен что на 80% брак зависит от женщины. Менеджер брака – это женщина и успешность брака зависит во многом от неё.6 Просто многим женщинам надо суметь трезво оценить свои потребности тела и материальные запросы. Удовлетворить все запросы физические, материальные, а у некоторых ещё и интеллектуальные может далеко не каждый мужчина. И хорошо что есть женщины это понимающие, и плохо что их не очень много.
Так что можно константировать что к сожалению часто только выше перечисленные качества (богатый, уверенный и т.д.) делают мужчину уверенным в себе, свободным, самостоятельным, а значит ответственным как за себя, так и за тех кто рядом с ним. Тем самым становясь более привлекательным в глазах женщин. А если человек не имеет выше перечисленных качеств то значит у него низкий ранговый потенциал. Он менее уверен в себе, а значит становится менее привлекательным в глазах женщин.7 И шансов завести семью у него уменьшается. К сожалению, у большинства мужчин-калмыков не очень высокий ранговый потенциал, что не являлось бы бедой самой по себе, если бы в обществе, в головах людей не сложился бы западный идеал мужчины. Потому что на фоне этого идеала культивируемого масс-медиа, ранговый потенциал большинства мужчин становится убийственным для них самих. Ведь что было раньше (кстати не так это было и давно) все были воинами или пасли скот т.е. ранговый потенциал большинства мужчин был одинаковым. Все были примерно равны и у всех были примерно равные возможности (конечно кто-то был более храбрей, удачливей и чуть умней). Но ощущение своей никчёмности было реже чем сейчас, так как каждый мог сидеть в седле. А если была лошадь и оружие, то всегда можно было прожить. Что не скажешь сейчас, когда не всякому удаётся у сидеть в седле. Ведь многие сотни, тысячи лет культивировались совершенно другие качества и способности. В современном же мире потребовались совершенно иное, то что ранее никогда (или очень редко) было востребовано. Яркий пример: калмыки стали торговать на рынке только в середине 80-х гг. с началом перестройки, а до этого - это было просто не возможно представить. Не то что бы это презиралось, но это было не уважение как к самому к себе так и со стороны окружающих. Но сейчас спустя 17 лет для многих это уже стало нормальным. Поэтому не каждый калмык смог вписаться в новую жизнь (и надо признать к сожалению не все женщины смогли это понять). А жить и сохранять в трудных условиях уважение к себе и к другому это очень трудно; редко кто обладал этим даром с рождения и мало кого этому научили. Соревноваться с образом который культивировался на западе сотни лет, в одночасье не возможно. И если кому-то и удалось адаптироваться то это не более 20%, а остальные? А остальные барахтаются - кто-то успешней, а кто-то и нет. А у остальных возникает вопрос. Ведь кто-то смог, у кого-то получилось, кому-то помогли, а у меня? и отсюда вытекает неуверенность.8 Которая к сожалению некоторых привела к пьянству, наркомании и преступности. Что заметно не только в среде молодёжи, но и у более зрелого возраста (что особенно печально, так как именно они являются примером для молодёжи). Так что это не может не беспокоить ведь всё это и приводит к деградации народа. У других кто не смог устроить свою жизнь но всё же держится на плаву самым распространенным является не создавать семью, не создавать себе проблем. Так как мало кто был готов (да и сейчас готов) к той ответственности которая свалилась на всех. Как показывает практика, только 20% народа всегда бывает готова к новым вызовам.
А остальные сейчас руководствуются принципом – зачем плодить нищету (кстати - одним из лозунгов ХХ века). И в этой фразе есть своя правда и своя неправда. Неправда то что - на самом деле именно в ХХ веке, особенно во второй половине с развитием техники (в том числе и бытовой), с декретными отпусками, с детскими пособиями появилась возможность содержать большие семьи (жалобы на трудные времена просто смешны, особенно если вспомнить как жили наши родители и как выросли мы). Но с другой стороны в ней есть своя правда – жизнь стала настолько дорогой, что теперь на одного ребёнка тратят столько денег, сколько раньше не тратили и на троих. И конечно это естественно снижение рождаемости, уровень жизни высок, а каждый следущий ребёнок его понижает отнимая деньги и время. А ведь нужно не отстать, нужно соответствовать уровню, быть не хуже других, а если маленькая квартира, маленькая зарплата, твои старые родители тоже живут на зарплату или на пенсию и не могут тебе ни чем помочь – то тогда мы приходим к тому к чему мы и приходим.
Хотя с другой стороны уже много людей у которых приличная зарплата и не плохие бытовые условия. Но они не хотят заводить детей, потому что это просто стало не престижно, прогресс уже не остановить, материальный достаток в доме и свободный досуг (отдых, развлечения)стал более важным чем дети. Ведь детям нужно внимание, воспитывать их большой труд, нужно иметь огромное терпение, а сейчас на это мало кто способен. Внимание и время отбирает телевизор и лежать перед ним легче, чем играть с ребёнком или читать ему книжку. (Я думаю что телевидение, интернет, и другие масс-медиа – это современный опиум для народа). Ещё одним фактором снижения рождаемости как это не смешно стало – это боязнь испортить фигуру, и наибольшее распространение это получило на западе(хотя некоторые голливудские звёзды это опровергают своей фигурой но для этого нужно опять же работать над собой, а кто это любит).
Конечно в современном мире, и в современных условиях большая семья - это перегиб, для женщины это большая нагрузка, но семья из одного ребёнка это беда не меньше. Если вдруг (не дай Бог) он погибает, на родителей становится страшно смотреть. Как будто они жили только для него и ради него. Так что семья из трёх детей самая оптимальная.
А калмыки во все века как и все народы плодили нищету и не боялись этого, так как это было нормально, все так жили и от этого конечно же зависела жизнестойкость народа, сумеет ли народ выжить или нет. И сейчас когда слышишь современные жалобы многих так называемых цивилизованных народов становится просто смешно. Когда они говорят: нам не нравятся те кто к нам приезжает. Но простите, в этом же виноваты вы сами (и калмыки здесь не отстают). Когда стали меньше рожать и когда ту работу которую вы (мы) не захотели делать, стали делать другие. Это и есть начало конца. Поголовное высшее образование может и хорошо в чём-то для народа, но оно же формирует в человеке некие ценности и идеалы которые просто не возможно воплотить большинству людей в жизни. Каждый отдельно взятый человек становиться настолько сложно устроенным, стыковочные узлы становятся настолько замысловатыми что никто ни с кем ни может найти что-то общее на долгое время (если конечно всем не общаться по Интернету или постоянно быть под шофе). Особенно сильно это проявляется в быту, где идеал любимого разбивается об идеал семейной жизни. Ведь балом семейной жизни правят различные мелочи, которые становятся важнее самого человека. И высказывание Макиавелли возводится в принцип – «Мелочи создают совершенство, а совершенство это не мелочь». А принципы во все времена делают человека более злым и нетерпимым, и во все века принципы давили людей и продолжают давить и сейчас.
Слишком образованный (цивилизованный) народ обречён на вымирание (я ставлю между ними знак равенства, потому что у многих людей образованность граничит с невежеством, так как я имею в виду не умение правильно писать и считать и умение работать на компьютере, а умение думать, размышлять, анализировать). Если конечно он не научится выращивать детей искусственно – в инкубаторе; или клонировать самих себя. Но боюсь это приведёт к духовной деградации.
Так что ХХ век принёс калмыкам новые вызовы и не все к сожалению на них достойно смогли ответить. Это не адекватность ситуации показало что калмыкам не хватает гибкости, а значит мудрости. Той что например продемонстрировали монголы в современном мире, когда они практически снова вернулись к кочевой цивилизации или как сейчас модно говорить к пастбищному животноводству. И я боюсь что значительная часть народа так и не сможет адаптироваться к новым условиям. Я считаю что вызовы нового времени настолько огромны и масштабны, что они действительно начинают продавливать народ. И чем быстрее мы это осознаем тем лучше это будет для нас.
Здесь я бы хотел сделать поворот и опять вернутся к теме любви но уже со стороны мужчин. Я уже упоминал как любовь влияет на создание семей применительно со стороны женщин. Когда они под влиянием западных ценностей начинают искать мужчин с высоким ранговым потенциалом. Но как бы это было не смешно, мужчины то же ищут женщин с высоким ранговым потенциалом (я думаю всем известно с каким). Это опять же к сожалению в большей степени ценности западной культуры. Конечно же это - красота, которая является одной из главной составляющей любви (для мужчин), если не решающей. Западная культура через масс-медиа, сформировала определённый эталон красоты, пресловутые 90-60-90 или «красота по-американски». Я не против него и даже обеими руками за. Но этот эталон сыграл и играет злую шутку со многими мужчинами. Когда многие мужчины калмыки ищут себе девушку наиболее отвечающему этому идеалу, и конечно же не все могут найти. Нельзя сказать что девушки калмычки не красивы, но под этот эталон красоты который навязывается; подходят не все. Всего лишь 20% калмыцких девушек соответствуют ему и ещё 20-30% в какой-то мере ещё подходят. Но остальные 50% и близко не стоят к тому идеалу что навязывается масс культурой. Если коротко - то это стройная фигура, с красивыми, длинными ногами, светлое, европиодное лицо, желательно с большими глазами (уже в один из главных национальных ансамблей приглашают именно таких девушек). Так что в тех девушек которые не соответствуют этому стандарту влюбится очень тяжело (практически даже не возможно). Конечно многие из них хоть и не красивы но обладают хорошим характером и поэтому выходят замуж. Но всё-таки для них это труднее, так как мы выбираем к сожалению более красивых; но которые часто имеют довольно скверный характер.
Поэтому в девушек имеющих качества близкие к идеалу очень легко влюбится, но так как на них приходится по два три кандидата то им есть из чего выбирать, и следовательно они выбирают человека с более высоким ранговым потенциалом. И вот в этой странной игре или «играх разума» где надо женится (или выйти замуж) по любви – выигрывают сотни, проигрывают тысячи. И не счесть искалеченных; носящих пулю в сердце.
Я думаю что на востоке, в восточной культуре такое тоже свойственно, но мне кажется на западе это доведено до абсурда. Что лучше ни какой чем неудачник. Это философия вырождения, поэтому-то запад в принципе тоже вымирает. Не возможно быть всем «человеками успеха» или «народами успеха». Надо найти свою золотую середину между западом и востоком, между традицией и прогрессом, между личным счастьем и жизнеспособностью народа. Но к сожалению многие не осознают этот процесс ибо они видят не дальше одного взгляда, - и это грустно. Может если бы мы осознавали этот процесс, мы бы стали более бережно относится друг к другу, ведь нас не миллионы. Потому что остановить разрушение народа не возможно, но в какой то степени его можно контролировать, а значит корректировать. Я считаю что надо уходит красиво со своим языком, со своими песнями, танцами и традиции. То есть сохраняя свою самобытность. Кстати Европа в последнее время это и приветствует, сохранение национальной самобытности. Европейские центры по поддержки языков наверное более обеспокоены сохранением калмыцкого языка чем сами калмыки.
Другие факторы которые влияют на численность народа с одной стороны не такие уж важные хотя более трагичные. Это – самоубийства, убийства, несчастные случае - аварии, смерть от болезней и т.д. Отъезд в другие края я уже упоминал и конечно же - смешанные браки. Все эти факторы при 80% браках и семей с 2-3 детьми практически не влияют на численность народа. Но как я уже упоминал если в семье один ребёнок и количество вступаемых в брак всего 50-60% от общего числа, то все вышеперечисленные факторы начинают играть довольно значительную роль. Совсем недавно появился ещё один новый фактор – медицинский. Всё большему количеству женщин делают «кесарево сечение»( на сегоднишний день это около 30% и эта цифра может возрасти ведь современные девушки становятся всё слабее и слабее). И рожать второго ребёнка многие уже не хотят, так как это связано с определённым риском, а рисковать, как и умирать никто не хочет.
Чуть глубже можно рассмотреть смешанные браки. Сейчас их доля не велика но думаю в будущем их станет больше. Так как сейчас остатки традиционной ментальности ещё не дают так сильно смешиваться. Но в будущем поколение «NEXT» я думаю будет срастаться сильнее. На это влияет как западная мода (музыка) так и (что интересно) принятие частью калмыков христианства. Здесь же можно упомянуть что например дети от русско-калмыцких браков вступают в дальнейшем в брак больше с представителями русского народа. Это происходит со всеми малыми народами которые от таких браков проигрывают, при этом конечно же они сокращаются, а русский увеличивается. Но с другой стороны как это не смешно уже сейчас русский народ начинает испытывать аналогичные проблемы но уже с другой стороны. Некоторые русские учёные – антропологи и генетики уже сейчас бьют тревогу что русские как отдельный вид, со своими только ему присущеми славянскими чертами начинают растворяться в массе других мелких народов. И это действительно правда. В России сложилась уникальная ситуация, когда на базе русского народа возникают различные сочетания. Русский грузин – В. Меладзе, русский азербайджанец с еврейскими корнями Г. Каспаров, русский армянин А. Джигарханян, и таких людей много русский татарин, русский калмык и т.д. При этом русские его считают представителем другого народа, хотя он полностью вырос и воспитан в русской традиции и культуре. Так что получается пародоксальная ситуация, русские ещё не считают его своим, а для своих он в какой-то мере уже чужой (но если он знаменит то охотно признают его своим). Вопрос в том кем он себя считает – но с другой стороны это не так уж и важно. Ведь эти люди переходной тип, некии ассимиляционные гибриды. Так что с одной стороны людей говорящих на русском языке увеличивается, а с другой стороны такой народ всё больше приобретает кавказские и другие восточные черты.9 И в этом нет ничего обидного ни для кого, так как аналогичные процессы происходят во всём мире где сталкивается один большой народ с несколькими маленькими. Ведь если сравнить все народы с продуктами питания то малые народы по сравнению с большими будут выглядеть как приправы -- соль, перец, лук, чеснок и т.д. Для меня яркий пример это генерал Корнилов, у которого отец был калмык, а мать русская. С детства он воспитывался родственниками жены и всё его воспитание было чисто казачье, русское. Так что он был практически чисто русским человеком. Вот так играет на нас наше окружение и то воспитание которое мы получаем. Чем мы окружены, тем мы и становимся, к сожалению не все это понимают, а если понимают то слишком поздно.
Ещё один интересный момент у вымирающего народа – это дети. Как я уже писал с одной стороны их становится меньше, с другой стороны они становятся более капризны, более рафинированы и изнежены. Чрезмерная опека родителей даёт свои плоды, дети вырастают более слабыми, и не сколько физически (хотя присутствует и это), но скорее слабее внутренне. Меньше терпения, меньше упорства, слабая воля, желание получить всё легко и без труда. Они просто становятся не конкурентно способными. А значит время такого народа приходит к концу. Это опять же закон жизни.
Вот и калмыки как и другие народы крепки задним умом, пока гром не грянет - народ не проснётся; и к сожалению вместе с народом спит и его элита. Хотя я думаю сейчас у калмыков нет элиты. Ведь элита – это люди в которых присутствует дух народа, которые вмещают в себя опыт и мудрость всего народа. И «последним могиканином» такой элиты я думаю был Б.Б. Городовиков. А других просто нет. Как говорят индусы наступило «время шудр» тех кто больше думает о себе чем о своём народе. Так что можно сделать вывод что первым погибает элита народа, а затем уже все остальные (если элитой становятся купцы и чиновники то это уже признак деградации ибо в силу своей ментальности они больше думают о себе чем о других). По том будет крик о спасении народа и его культуры, но будет уже поздно. Потому что как обычно кричат те кто ничего не делает или делает не то.
Так что мой прогноз как футуролога звучит так: если сейчас нас около 150-170 тыс10. То в ближайшие 50 лет мы уменьшимся почти вдвое. Затем будет некоторая стабилизация и даже не большой подъем, а далее опять спад. А в 2102 году я думаю нас останется не более 20-30 тыс (может быть и больше, но будут ли они похожи на калмыков; если сейчас называют калмыками у которых всего 25% калмыцкой крови, то что будет дальше?). И это мой оптимистичный прогноз, потому что в будущем есть несколько гипотетических факторов которые могут ускорить этот процесс. И на самом деле страшно не то что мы вымираем, а то что не понимаем что происходит – вот это действительно страшно. Понимание процесса – это ключ к будущему. Так к сожалению многие молодые люди любя друг-друга, женяться, рожают детей, но через какое-то время разводятся. Хотя продолжают любить друг-друга. И это показывает что они не осозновали процессов с ними происходящих. И в тех ситуациях которые возникали они действовали не правильно, не адекватно, не гибко. Умение уступать утром, отличается от умения уступать вечером, и кто это не понимает – ну чтож.11
С другой стороны может быть и хорошо что мы сокращаемся ведь через 20 – 30 лет по прогнозам учёных многие на земле начнут голодать. Начинается изменение климата которое влечёт за собой поднятие уровня мирового океана. Продолжается истощение пастбищ и плодородных земель, ухудшение и уменьшение питьевой воды, парниковый эффект, электро-магнитное загрязнение среды, химическое, радиационное ведёт к ухудшению экологии – а значит и к ухудшению здоровья людей. Так что наверное мы идём правильным курсом.
Народ рождает традицию, культуру. Культура рождает цивилизацию. Цивилизация нивелирует культуру, обесценивает традицию, развращает народ и в конце концов убивает его (откройте любой учебник истории и там вы найдёте массу примеров). Самое интересное что разные народы «цивилизация» убивает по разному. Одни народы спаивая, у других разрушая их естественную среду обитания, третьим навязывая чуждый им образ жизни. Так что не только сон разума порождает чудовищ, не меньше а может и больше их плодит цивилизация. Целая куча техногенных демонов расползлась из Америки и других западных стран. Но если техногенные демоны появились только недавно. То «информационные вирусы», а к ним я причисляю «идеи» и «идеалы»; существуют давно.12 Идеи убивают народы даже сильней чем войны и болезни, так как сами их и порождают. Так что именно «идеи» приводили многие народы к трагедии. Но если большие народы имея большую пассионарную силу востанавливают себя со временем, то для малых народов это бывает просто невозможно. Ведь малому народу восстановить себя и свою элиту труднее а иногда и просто не возможно.
Если же посмотреть на народ за последние сто лет, то по мировозрению его можно разделить на 4 поколения. И эти (условно говоря) поколения чётко разделяются по вере, по духу, по образу жизни, и по отношению к ней. И я не ошибусь если скажу что уже ушли лучшие, ушли «золотые люди» калмыцкого народа, родившиеся в конце 19-го и в начале 20-го века. Уходит «серебро народа» родившиеся в 20-х, 30-х годах прошлого века, а с ними к сожалению окончательно уйдёт тот неповторимый дух народа. Я смотрю на своего отца и понимаю что таким как он не смог стать ни один из его сыновей. Той внутренней силы которой есть у него и других из его поколения нет уже ни у кого. Наверное здесь к месту Лермонтовские строки:

Да были люди в наше время,
Не то что нынешнее племя
Богатыри не вы
Плохая им досталась доля
не многие вернулись с поля.....

Конечно это стихотворение полностью относится к золотым людям, тем что погибли на фронтах и в лагерях. Просто я считаю что отец и его поколение по духу ближе к ним, чем к нам.
Сейчас же время «бронзовых людей» родившихся в 50-60 годы. Через 20-30 лет уйдут и они. Останутся только железные люди, которые стали рождаться с 70-х годов. Но можно ли их называть калмыками. Парадокс в том, что национальность определяется не только цветом кожи и разрезом глаз, а в большей степени его духом, менталитетом, который и формирует затем традиции и культуру народа. Но дух народа хранится в его языке, именно в языке хочу это подчеркнуть. И именно язык является носителем менталитета, а значит традиции и культуры. Но если народ говорит на другом языке то менталитет народа становится другим, его дух становится другим. То тогда они становятся другими людьми, другим народом. И между тем кто думает по-калмыцки и тем кто думает по-русски – огромная пропасть, даже если они оба калмыки. Ведь любой народ состоит из трёх составляющих: первое – это язык; второе – это образ жизни; и третье – это кровь и внешность. Так что из трёх составляющих у многих из нас осталось только последняя. И мы похожи на того китайца который родился и вырос в Америке, но приехав в Китай понял что уже никогда не сможет жить в Китае. Так и мы ни куда не уезжая - однажды родились в Америке.
Тем калмыкам которые будут опечалены моими размышления и им не понравится моё эссе, могу только сказать что мы не первые и не последние. Исчезали народы не менее, а может более величественные чем мы. Так что мы не исключение и такие же процессы идут в западноевропейских странах и у многих других малых народов. Утешением может послужит то что калмыки в Китае сохранят свою самобытность я думаю ещё долго, в отличии от нас.
Поэтому не надо отчаиваться, а надо просто жить, любить, радоваться жизни и просто беречь то что есть. Как говорили древние «всё течёт всё меняется».

P.S Qui vivra verra.


Конечно же, со временем экономика стабилизируется и возможно всё поправится. Я надеюсь, что все молодые люди будут встречать свою любовь и заводить семью. И им по силам будет заводить несколько детей и эта радость от детей будет больше чем обуза от них. Я также надеюсь, что в будущем все молодые люди калмыки будут иметь не только высшее образование но и знать, по крайней мере 3 языка – калмыцкий, русский и английский. Что они отлично будут знать историю своего народа, будут уметь петь и танцевать на родном языке. И ещё я надеюсь, что мы не перенимаем у запада ещё одну привычку, сдавать своих родителей в старческие дома (как бы им хорошо там не было).
Может я предлагаю что-то невозможное или требую что-то нереального. Неужели тот идеал калмыка который я нарисовал – недостижим. Я думаю всё в наших руках. И как бы это не было грустно и смешно, но то что сказал В.И Ленин в 1917 г. звучит не менее актуально в наши дни – «БРАТЬЯ КАЛМЫКИ. СУДЬБА ВАШЕГО НАРОДА В ВАШИХ СОБСТВЕННЫХ РУКАХ»!

 

 


 

Примечания.

1. Вообще-то есть и сейчас, но их можно пересчитать по пальцам.
2. Также к сожалению не все калмыки могут поддерживать западную модель брака. Равные права супругов часто оказывают негативное влияние на семью. Но а если она ещё и больше зарабатывает то такой брак сохранить ещё труднее. Трудно мужчине выдерживать женские упрёки в своей несостоятельности, ведь каждый мужчина нуждается в некотором как уважении так и самоуважении.
3. Часто «вера и доверие» бывает сильнее и сохраняется дольше чем просто «любовь». Ведь вера и доверие это (если можно так сказать) любовь ума. И эта любовь бесконечна. А любовь тела кратковременна, эрос быстро приходит и также быстро уходит. Только совмещение любви ума и любви тела даёт истинно большую любовь. Эротическая любовь в семье может время от времени пропадать и снова появлятся, но если уходит вера и доверие а с нею и умение прощать, то никакая семья не сохранится.
4. Часть обрядов и другие элементы традиции во второй половине ХХ века стали выглядеть смешно, немного глупо, а иногда даже безобразно ( не все); но отказавшись от них, к сожалению отказались и от тех элементов традиций которые приносили пользу. Вместе с грязной водой выплеснули и ребёнка.
5. Конечно есть и вина мужчин, у мужчин свои завихрения, к сожалению это зацикленность на красоте(но об этом ниже). Но мне как мужчине легче отслеживать женщин чем мужчин. И всё равно женщина гибче чем мужчина и если женщина начинает качать права как мужчина то это страшно.
6. Можно сравнить мужчину как капитана корабля, а женщину как штурмана и одновременно лоцмана. Как она проложит курс так их семейный корабль и поплывёт.
7. Может единственно что выправляет ситуацию огромное количество низкоранговых женщин.
8. Осознание своего низкого рангового потенциала, своей никчёмности губительно действует на мужчин. Одних это приводит к деградации, к пьянству, других к более быстрой смерти. И это потверждается данными как по Калмыкии так и по всей России – более 40% мужчин не доживает до пенсии а половина из этого числа даже до 50 лет.
9. То влияние которое оказали татаро-монголы на русских, на русскую генетику довольно заметно.
10. По данным переписи за 1989г. Так как этой работе уже больше года, просто я время от времени вношу в неё допалнения. И в 2002г прозошла очередная перепись и он выявила(по неофициальным данным) что калмыков в калмыкии сейчас всего 119тыс. когда я начинал писать эту работу я даже не думал что она так потвердится.
11. Грустно, что у нас не развита культура семьи, культура взаимоотношений – умение выходить из конфликтов; к сожалению мы даже ругатся не умеем правильно. Ведь жизнь это не только уметь есть, спать и смотреть телевизор.
12. Те идеи и идеалы которые появились в последние сто лет наиболее опасны и разрушительны.

 

На главнуюНаверхГостевая книга
О Боге, Любви и Пустоте Как вымирает народ

 

 


Hosted by uCoz